Опасное лето

Трагедия на Азовском море  поразила всю страну. Тут же начались детских оздоровительных лагерей, чиновники взяли на карандаш, а стражи порядка — под козырек. Как всегда, получилось, что наши «мужики» начинают креститься только после очередного смертельного «грома».

Ленинградская область и Санкт-Петербург — увы, не исключение. Только за одну первую летнюю смену в области произошло сразу несколько трагедий с детьми, отдыхавшими в оздоровительных лагерях. В оздоровительном лагере «Крылья Родины», расположенном в Рощино (Выборгский район), 5 июля во время купания утонул ребенок. В лагере «Молодежный» в Лужском районе, деревня Мерево, пропала группа подростков. Самая громкая история произошла в лагере «Новое поколение», находящемся в поселке Мехбаза Лодейнопольского района Ленобласти. Там из-за отсутствия контроля за стороны персонала лагеря, грубейших нарушений дисциплины и требований законодательства, произошел серьезный конфликт между воспитанниками лагеря и местными фермерами.

 

В  избитыми оказались две 15-летние девушки, и только благодаря вмешательству милиции удалось приостановить дальнейшее развитие событий: практически весь лагерь ночью сорвался с мест и порывался отомстить за побитых. В результате пропал 16-летний подросток Павел Алексеев. Тело подростка было найдено сегодня, спустя 4 дня после ЧП, в озере одним из местных жителей. Дежурный инспектор по лагерю опознал пропавшего мальчика. Прокуратура Ленинградской области направила требование в следственные органы о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 105 УК РФ, о назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы. Заметим, одно уголовное дело по «Новому поколению» уже заведено — по факту избиения девушек.

 

Примечательно, что тело юноши было найдено буквально спустя час после пресс-конференции, на которой областные сотрудники милиции и чиновники отчитывались о мерах безопасности, организованных в лагерях Ленобласти. Говорили и о «Новом поколении».

 

Как сказал первый заместитель председателя комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Геннадий Волков, то, что произошло в Мехбазе — полная неожиданность для ответственных лиц. По его словам, между Ленобластью и организацией «Новое поколение» последние 3 года были хорошие взаимоотношения и тесное сотрудничество. Ежемесячно по 150 «трудных» детей, проживающих в Ленобласти, отдыхали в этом лагере. Их отдых финансировался по программе профилактики правонарушений.

 

«И никогда никаких проблем не было, за 3 года в лагере не было совершено ни одного преступления ни самими подростками, ни против них, — сообщил Волков. — В этом году мы также заключили контракт с «Новым поколением» на размещение 135 детей. Однако администрация «Нового поколения», не посовещавшись с нами, приняла самостоятельное решение и разместила на территории лагеря дополнительно еще 50 человек. И сразу пошли негативные сигналы, в том числе со стороны Роспотребнадзора. Однако администрация лагеря не приняла это во внимание и не обеспечила безопасность проживания и отдыха ребят. В итоге — самовольный уход ребят, конфликт».

 

Как сообщил «Росбалту» заместитель руководителя рабочей группы оперативного штаба ГУВД по профилактике правонарушений Виктор Коношенко, в лагере действительно отдыхали трудные дети: совершившие преступления — 9%, совершившие общественно-опасные деяния — 7%, употребляющие спиртное — 36%, совершившие кражи — 21%, мелкое хулиганство — 21%. Почти половина ребят была из неполных неблагополучных семей, много сирот. И такой контингент охраняли всего 3 откомандированных сотрудника ГУВД, а еще «на бумаге», предоставленной «Новым поколением», также числились 11 охранников.

 

Уже не секрет, что этими «охранниками» были местные жители, курившие и выпивавшие вместе с подростками. Любопытно, что даже зампредседателя комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Геннадий Волков не отрицает, что охранники были нелицензированными, потому что лицензированные — это дорого. Вот и «сэкономили» — ценой смерти парня, избиения девчонок и чудом не произошедшего нового преступления, которое, кстати, было предотвращено действительно благодаря усилиям трех охранявших милиционеров.

 

Но они уже действовали постфактум. А что, спрашивается, мешало бдительным чиновникам, регулярно проверявшим все областные лагеря (и тем более два «трудных»: «Новое поколение» и «Молодежный») — вовремя принять меры? Не говоря уже о том, что, по признанию того же Волкова, областное управление Роспотребнадзора несколько раз пыталось приостановить работу лагеря из-за грубейших нарушений — в частности, чрезмерной переполненности лагеря. Кстати, этот факт тоже должен стать объектом внимания прокуратуры. Получается, что руководству лагеря требования надзорного ведомства — не указ?

 

Как сообщил помощник уполномоченного по правам человека в Лодейнопольском районе Денис Сердюков, «количество детей в лагере превышает допустимые нормы. Воспитатели с ними просто не справляются. В  30 подростков ночью идут воровать клубнику. И к ним присоединяются еще 70. Это говорит только о том, что персонал не может контролировать своих подопечных. Подросткам надо организовать досуг, они не заняты трудом и, по сути, предоставлены сами себе. Квалификация персонала тоже вызывает серьезные вопросы».

 

Между тем чиновники говорят о положительной динамике и снижении преступности в лагерях. По данным Волкова, если в июне 2007 года было совершено подростками 143 преступления, то в июне 2010-го — «всего» 49. Хотя чиновник и признает, что все проходит «не без проблем». Но эти проблемы он просит указывать адресно, не ругая всю систему организации оздоровительного отдыха детей.

 

Что ж, пожалуйста, адресно. На пресс-конференции ни один из ответственных товарищей так и не смог объяснить: почему все-таки целый месяц работал в нарушение всех норм лагерь «Нового поколения»? По какой причине в лагере в Рощино утонул другой мальчик? Они, похоже, об этом случае даже не знали, сообщив лишь, что это лагерь «не наш», то есть не находящийся под патронатом областного правительства).

 

Буквально на днях корреспонденту «Росбалта» удалось случайно оказаться в детском лагере, расположенном в поселке Солнечное. Впечатления коллегу поразили: вся территория полностью открыта (в том числе и выход на залив), дети гуляют, предоставленные сами себе, буквально через несколько метров на соседней стройке трудятся гастарбайтеры, с интересом поглядывая на полуголых нимфеток. Пройдя через всю территорию лагеря, «Росбалт» так и не встретил ни одного взрослого.

 

По словам председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Тарасова, все лагеря обеспечены охраной, персонал обучен и проинструктирован на все случаи жизни. Восновного предмета гордости был назван такой факт, как отсутствие «присасывания клещей на территории областных лагерей».

 

«Территории лагерей охраняются сторожами и прикомандированными сотрудниками ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Вчера, 8 июля, издано распоряжение о проведении дополнительной проверки мер по охране жизни и здоровья отдыхающих», — сообщил Тарасов. Его коллега из ГУВД уточнил, что всего на период летней кампании охранять детский отдых откомандировано аж 75 сотрудников милиции, причем все они — из инспекций по делам несовершеннолетних и ППС. Если учесть, что всего в области работают этим летом 1100 детских оздоровительных лагерей, то получается, что почти 100 тысяч детей будут охранять меньше сотни милиционеров. То есть по одному милиционеру на каждые полторы тысячи детей.

 

«Контроль за их деятельностью постоянно ведется, привлекаются сотрудники местных подразделений. Так что на самом деле милиционеров получается больше. А с учетом того, что проверки проводятся днем и ночью, то еще больше», — утешил Коношенко.

 

К сожалению, эти «полтора землекопа» из детской задачи не смогут вернуть тех ребят, которых мы уже потеряли.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *